АВФ-10

История создания

В августе 1923 года А.С. Яковлев организовал первую в Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота – ОДВФ. Энтузиасты авиации школы № 50, а их набралось около 60 человек, строили модели, а потом приступили к изготовлению планера.
К тому времени организатор кружка окончил школу, построил по проекту и под руководством Н. Д. Анощенко планер "Макака" и осенью 1923 года помогал испытывать его на первых Всесоюзных планерных испытаниях в Коктебеле.

Возникла мысль попробовать самому сконструировать настоящий планер. За советом будущий авиаконструктор обратился к слушателю Академии воздушного флота С.В. Ильюшину.
И вот в начале 1924 года проект был готов. Первоначальный эскиз А.С. Яковлева сохранился у М.К. Тихонравова и экспонируется в музее Н.Е. Жуковского.

Предварительная схема АВФ-10. Рисунок А. С. Яковлева.

Расчеты и чертежи были рассмотрены и утверждены к постройке в техбюро планерного кружка Академии воздушного флота (АВФ) имени Н.Е. Жуковского (С апреля 1925 года – Военная воздушная академия).

Для сбора средств на постройку планера кружковцы организовали платный ученический вечер ОДВФ, где несколько школьников сделали доклад на общую тему "От таинственности и обоготворения природы к ее порабощению". В планерный кружок, созданный ячейкой ОДВФ школы № 50, записалось более 20 человек и работа закипела.
Материалы доставали на авиационном заводе, но все до последней мелочи делали сами. Собирали планер после уроков – строгали, клепали, пилили, заколачивали гвозди, иной раз работали и по ночам.
Вскоре в гимнастическом зале школы начал вырисовываться каркас планера. После окончательной сборки девочки обшили его перкалем.

Постройка планера была закончена летом 1924 года.
Специальная комиссия дала положительное заключение и в сентябре 1924 года молодой конструктор вместе со своими ближайшими помощниками Гущей и Гришиным повезли планер, названный АВФ-10 (10-й планер Академии Воздушного Флота), в Коктебель на вторые Всесоюзные планерные соревнования.

Испытания и полеты

Планер в разобранном виде был отправлен по железной дороге в Коктебель.
По прибытии к месту соревнований планер за два дня собрали и он был освидетельствован технической комиссией, возглавляемой профессором В.П. Ветчинкиным.
На прочность планер испытали двукратным нагружением: в перевернутом положении его установили на козлы, на крылья наложили мешки с песком и измерили величину прогиба крыла.
По результатам испытаний был получено разрешение на допуск к полету.

11.09.1924 года был совершен первый пробный балансировочный полет. Планер со стартовым номером «16» на киле и надписью на фюзеляже «АВФ-10», сделанной характерным для того времени угловатым шрифтом, был доставлен на гору Кара-Оба. Техническая комиссия окончательно все осмотрела и дала разрешение на взлет. Летчик В.Е. Сергеев сел в кабину, привязался ремнями, и стартовая команда выпустила планер, который благополучно скользящим полетом спланировал к подножью горы.
Установив, что планер центрирован правильно, было получено разрешение на свободный полет.

15.09.1924 года состоялся первый свободный полет АВФ-10 (летчик В.Е. Сергеев). Он оказался рекордным по продолжительности из всех полетов с пологого склона (1 минута 46 секунд). Замеры высоты, дальности полета и скорости были произведены службой измерений в составе Л.С. Курина, Н.Н. Леонтьева, Г.Н. Знаменского, Агонаса.

В планер поверили, и с 18 сентября он стал летать почти ежедневно не только с Кара-Оба, но и с северных склонов горы Узун-Сырт (ныне гора Клементьева).

В отчете о соревнованиях летчик Шмелев называл планер "чрезвычайно летучим* и писал, что на нем "целый ряд летчиков, включая автора статьи, вылетался в планеристов. Почти при полном безветрии, с самым незначительным превышением места взлета над местом посадки, на этом планере удавалось за время минутных полетов проходить расстояние по прямой до 600 м... Весь планер отличается чрезвычайно удачными, в смысле аэродинамических качеств, формами. За время весьма многочисленных полетов планер проявил большую летучесть, способность взлетать при самом малом ветре (3 м/с), управляемость и устойчивость... Летая на АВФ-10, поневоле поражаешься, как может столь неприхотливый аппарат, взлетая при ничтожном ветре на малой возвышенности, проходить расстояние, во много раз превышающее то, которое думаешь пройти, направляясь в полет.".

В ходе полетов были выявлены конструктивные недостатки в креплениях тросов и схеме управления, которые были оперативно устранены Яковлевым на месте.

24.11.1924 года в Москве в помещении кинотеатра "Ша нуар" ("Черная кошка") проходило чествование участников вторых Всесоюзных планерных состязаний.
Призами и грамотами были отмечены 15 планеров, участвовавших в состязании.
Планер А.С. Яковлева АВФ-10, как "одна из лучших машин переходно-тренировочного назначения", был удостоен Почетной грамотой и приза в 200 рублей.

Построен в одном экземпляре.

Фотогалерея

Гимнастический зал школы № 50. Москва. 1924 год
II Всесоюзные планерные состязания. Коктебель. Сентябрь 1924 года

Окраска: Фанерные и полотняные поверхности не окрашены, а пропитаны эмалитом.
Стартовый номер «16» на киле и надпись на фюзеляже «АВФ-10» предположительно красного цвета, сделанны характерным для того времени угловатым шрифтом.

Возврат на главную страницу "Планеры"